Перов, Василий. Сцена на могиле. 1859. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Проповедь в селе. 1861. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Сельский крестный ход на Пасхе. (описание)
Картина нарисована в 1861 году.
Холст, масло, 71,5х89 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе», но эскиз не был утвержден за «непристойность изображения духовных лиц».
Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину «Проповедь в селе». Ее критическое содержание было выражено не столь прямо, и автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную ко-мандировку.
Но картину «крестный ход» художник все же написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общест-ва поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ее приказали снять с выстав-ки.
Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьяко-ву, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от синода по поводу покупки «безнравсвенных» полотен. Но все обошлось.
На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убо-жество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек..
Эффектная деталь – перевернутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмоья. Она подчеркивает степень «лико-вания» празднующих Христово Воскресение.
Еще один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображен дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.
Перов, Василий. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. (описание)
Картина нарисована в 1862 году.
Холст, масло.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
На картине «Чаепитие в Мытищах» изображен священник, отказывающий в помощи нищему инвалиду, получившему Георгиевский крест во время Крымской войны.
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы.
Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного священника, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине.
В этой сцене мы также видим воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси.
Перов всегда воспринимался современниками, как борец с «продажной» церковью.
Антицерковные настроения были необыкновенно характерны для радикально настроенной интеллигенции 1860-х годов.
Творчеству Перова присуща социальная критика, осуждение несправедливости, общая бескрасочность, воспринимающаяся сегодня не как недостаток, а как особенность "художественной скорби" эпохи.
Перов, Василий. Савояр. (описание)
Картина нарисована в 1863-1864 годах.
Холст, масло, 40,5 х 32,2 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами.
Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонаж - крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню "Ich komme schon durch manche Land..." (Прошел уже я много стран). Первоначально никакой песни не было вообще, и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).
Так появилась песня, которая в русском языке известна как "И мой сурок со мною". Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи), которые бродяжничеством и попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
Уличные дети и их танцующие зверьки нравились светским дамам, но рассчитывать уличные артисты могли лишь на мелкую монетку, выброшенную из окна.
У художников заказывали картины, изображающие савояров.
Даже сейчас, по прошествии большого количества времени, в Германии на некоторых блошиных рынках можно найти эти картины.
Но жизнь беспризорных детей была жестока. Дети жили на улице, и часто для выживания им приходилось объединяться в банды или бродить с нищими цыганами. Их гнали отовсюду, где бы они ни появлялись - никто не хотел видеть савояров. И дети были вынуждены двигаться дальше. Некоторые дети доходили даже до Швеции.
Перов, Василий. Парижские тряпичники. 1864. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.
Перов, Василий. Парижская шарманщица. 1864. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Гитарист-бобыль. (описание)
Картина нарисована в 1965 году.
Дерево, масло, 31х32 см.
Картина хранится в Государственном Русском Музее, Санкт Петербург.
Картина исполнена в стилистике «житейского анекдота».
Бобыль — в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестя-гольный, нетяглый, т.е. не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей. В просторечии бобыль — обнищавший, одинокий, бездомный человек.
Лирические качества натуры художника В. Перова иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но они неотделимы от его творческой личности и определяют человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость таких работ, как «Гитарист-бобыль».
Темы бедности и одиночества появляются у художника еще во время его пенсионерства в Париже. Там же появился у него особый тип картины – однофигурной композиции. «Гитарист-бобыль» в своей образной, пластической и композиционной структуре развивает то, что было найдено в знаменитых «Шарманщике» и «Парижских тряпичниках».
Особая пронизывающая выразительность достигается сложнейшей интеллектуально-чувственной художественной организацией, той высотой мастерства, когда кажется, что само пространство наполнено звуками, психологическими токами, ассоциирующимися с тоской и нежностью, безысходностью и покоем, когда наш взгляд поневоле немного задерживается на пальцах, перебирающих струны гитары, на скудном натюрморте, когда «проза» перовского языка переплавляется в поэзию.
Картина является показательным примером так называемой «однофигурной композиции», счастливо найденной и освоенной художником в эпоху своих парижских штудий.
Картину отличает мягкий юмор, великая наблюдательность, тонкий психологизм.
Перов, Василий. Проводы покойника. 1865. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Перов, Василий. Трапеза (Монастырская трапеза). 1865-1876. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.
Перов, Василий. Приезд гувернантки в купеческий дом. (описание)
Картина нарисована в 1866 году.
Холст, масло, 44 х 53,5 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
За картину "Приезд гувернантки в купеческий дом", Перов получил звание академика.
Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. "Сам" так торопился встретиться с будущей вос-питательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом хала-те, так и вышел в переднюю.
На стене висит портрет "старомодного" купчины - основателя и столпа этого темного царства, которое в новей-шие времена стремится скрыть свою зверскую сущность за благопристойной внешностью.
Персонаж в черном наиболее отвратителен. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий "трактирный кутила" и ловелас.
В движении рук гувернантки, достающей рекомендательное письмо, сквозят неуверенность и страшная «чуже-родность» этому миру. Более того, в этом жесте уже есть предчувствие своей будущей гибели..
Единственное светлое пятно на картине — девочка в розовом платье, к которой, собственно и приглашена гу-вернантка. Вообще, «розовое» в художественном мире Перова обычно указывает на душевную чистоту.
Незавидна судьба бедной девушки в циничной, душной атмосфере дома, где зеркала отражают лишь мрак и пустоту, где молодая жизнь может быть измята, как эта исполосованная глубокими складками шаль, что не-брежно брошена, походя, за ненадобностью.
Перов, Василий. "Тройка". Ученики мастеровые везут воду. (описание)
Картина нарисована в 1866 году.
Холст, масло, 123,5x167,5 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную кадку воды, одетые не совсем по сезону.
Место действия - Москва. На это указывает выплывающий из тумана на заднем плане силуэт Рождественского собора.
Икона, обрезанная краем картины, есть не что иное, как еще один раздраженный кивок в сторону официальной Церкви.
Монастырскую стену Перов делает безнадежно глухой, лишая ее всяких архитектурных подробностей.
Лица детей, выхваченные светом, являются композиционным центром картины - все остальное тонет в мглистом зимнем тумане большого города.
Лица искажены страданием и словно несут на себе приговор существующему миропорядку.
Работа над картиной была долгой. Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог най-ти модель для центрального персонажа. Он все-таки однажды обнаружил нужного мальчика – тот шел вместе с матерью молиться в храм. Женщина поначалу наотрез отказала художнику, говоря, что он сглазит сына, но по-том согласилась, чтобы тот позировал Перову. А спустя 4 года после создания «Тройки» живописцу довелось вновь встретиться с ней. Она сообщила ему, что Вася умер, и попросила показать картину, на которой он был изображен. Перов отвел ее в галерею Третьякова. Взглянув на картину, женщина воскликнула: "Вот он - как жи-вой! Вот и зубик его сломанный!". Перов и Третьяков оставили ее у картины, а когда вернулись, увидели, что она стоит перед ней на коленях. Перов сделал рисованный портрет Васи и подарил его несчастной матери.
Перов, Василий. Чистый понедельник. 1866. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Утопленница. 1867. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Последний кабак у заставы. 1868. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. На железной дороге. 1868. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Портрет Елены Перовой, первой жены художника. 1869. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Птицелов. 1870. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Странник. (описание)
Картина нарисована в 1870 году.
Холст, масло.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Лучший из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.
Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями.
И потому странничество — это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд»
Странник в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой.
Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них — суровый укор.
Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы.
Фигура старика помещена в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. Можно сказать, что фигура самого странника — словно столп света, вырывающегося из теневого плена.
Перов, Василий. Спящие дети. 1870. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Рыболов. 1871. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Охотники на привале. (описание)
Картина нарисована в 1871 году.
Холст, масло, 119x183 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Перов не на шутку увлекался охотой, и было бы странно, если бы эта страсть не нашла отражения в его творчестве.
Картина «Охотники на привале», очень быстро превратилась в своеобразную «икону» русского охотничьего мира.
Охотники настолько увлечены беседой, что даже не замечают уток, летящих у них чуть ли не над головами. Эта психоло-гическая деталь казалась (и кажется) многим записным охотникам совершенно неправдоподобной, но она (вкупе с други-ми) нужна Перову, чтобы подчеркнуть «страшность» истории, которую рассказывает персонаж, изображенный слева.
Тревожный пейзаж, написанный на заднем плане картины, несколько «ломает» ее общую интонационную схему, внося в нее беспокойную ноту. По некоторым данным, в написании этого пейзажа принимал участие А. Саврасов, хотя докумен-тально этот факт не подтвержден.
На лице юного охотника справа написан восторг, смешанный с простодушным ужасом. Он увлеченно внимает «страшно-му» рассказу, запоминая каждое слово, чтобы потом передать его своим приятелям. Вся его новая, с иголочки, одежда указывает на то, что охота для него — дело новое и, более того, очень «значительное», поскольку является своеобраз-ным знаком наступившей «взрослости».
Судя по всему, Перов не испытывал особого влечения к «чистому» натюрморту, но изысканный натюрморт с дичью пока-зывает, что это равнодушие было продиктовано ни в коей мере не слабостью техники, тут на своем месте, все компози-ционно оправданно.
Герой, изображенный в центре картины, необыкновенно выразителен. Совершенно ясно, что перед нами человек, прошедший «огонь, воду и медные трубы». Он ни на йоту не верит рассказу новоявленного барона Мюнхгаузена, но с удовольствием участвует в начатой игре, внутренне (да и внешне) подсмеиваясь над наивностью молодого слушателя.
Перов, Василий. Портрет драматурга А.Н. Островского. 1871. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Портрет художника А.К. Саврасова. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. (описание)
Картина нарисована в 1872 году.
Холст, масло, 99x80,5 см.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Это полотно — вершина Перова-портретиста. Именно образ Достоевского удался художнику более других.
Заочное знакомство двух мастеров произошло еще в начале 1860-х годов — тогда Достоевский в своем отчете об академической выставке выделил перовскую «Проповедь в селе». Когда же П. Третьяков попросил писателя позировать художнику, тот практически без раздумий согласился. Это случилось зимой 1871—72 годов, в пору интенсивной работы над «Бесами».
Из «Воспоминаний» жены Достоевского, Анны Григорьевны: «Прежде чем начать работу, Перов навещал нас ка-ждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызы-вал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михай-лович имел, когда был погружен в свои художественные мысли».
Писатель изображен в три четверти — так, что его глаза смотрят мимо зрителя. эта отрешенная сосредоточен-ность является одной из основных художественных характеристик портрета.
Темное пространство фона, из которого словно выхвачена светом фигура писателя, напоминает о рембрандтов-ских приемах письма. Впрочем, достоверно известно лишь то, что, перед тем как приступить к своей портретной серии, Перов копировал в Эрмитаже работы Веласкеса и Ван Дейка.
Руки, сцепленные в замок на приподнятом колене, словно отгораживают Достоевского от бытового окружения, выступая границей мира высоких и страстных мыслей.
Видавший виды сюртук писателя очень похож на арестантское платье — вероятно, зтим Перов сознательно намекал на каторжное прошлое Достоевского.
Перов, Василий. Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. (описание)
Картина нарисована в 1872 году.
Холст, масло.
Картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, Москва.
Семидесятые годы, сменившые проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалось поисками по-ложительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время Павел Михайлович Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов – Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.
Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, Перов неожиданно становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает.
Большинство моделей Перова - писатели.
Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский.
Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя, этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", созданного им в последний год жизни.
Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет.
В облике Даля просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди служителей церкви, сколько среди интеллигенции.
Перов, Василий. Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Портрет писателя И. Тургенева. 1872. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.
Перов, Василий. Портрет поэта Аполлона Майкова. 1872. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Голова заключенного киргиза. 1873. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.
Перов, Василий. Отпетый. 1873. Исторический музей, Москва.
Перов, Василий. Старики-родители на могиле сына. 1874. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Голубятник. 1874. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Суд Пугачёва. 1875. Исторический музей, Москва.
Перов, Василий. Странник. Художественный музей, Луганск, Украина.
Перов, Василий. Юродивый. 1875, 1879. Музей Русского Искусства, Киев, Украина. Картина написана в 1875 г., пейзаж переписан в 1879 г.
Перов, Василий. Христос в Гефсиманском саду. 1878. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Первые христиане в Киеве. 1880. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.
Перов, Василий. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881. Третьяковская Галерея, Москва.
Перов, Василий. Снятие с креста. Третьяковская Галерея, Москва.
инфа отсюда http://www.tanais.info/art/perov.html
|